Крепежи и метизы: производство и поставки
12:00 Andeli примет участие в выставке «Электрические сети России 2022»
09:50 Энергетики «Смоленскэнерго» осветили мост в Смоленске
07:40 Успешное сотрудничество между заводами «Электрокабель» и «Уралэлектромедь»
05:31 «Россети ФСК ЕЭС» приступили к модернизации ЛЭП в Ярославской области

Заправка в крыло: Будут ли в аэропорту Борисполь новые задержки рейсов из-за топлива

30.01.2019 18:04

Заправка в крыло: Будут ли в аэропорту Борисполь новые задержки рейсов из-за топлива

Вчера вечером 22 рейса авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) вылетели из ГП "Междунароный аэропорт "Борисполь"" с задержкой от 1 до более 2 часов. "Задержки были вызваны сбоем в заправке самолетов авиационным топливом", — сообщила поздно ночью МАУ в своем facebook, подчеркнув, что ситуация коснулась более 3000 пассажиров.

В авиакомпании также пояснили, что производитель авиационного топлива назвал причиной приостановки заправки конфликт с Государственной фискальной службой (ГФС) Украины. "Он связан с механизмом погашения векселей при реализации авиатоплива, который был введен новыми положениями Налогового кодекса, которые вступили в силу с 1 января 2019 года. Заправка была приостановлена, несмотря на то, что авиакомпания выполняет все свои обязательства по договору поставки горючего в аэропорту "Борисполь"", — акцентировали в МАУ.

Производителем авиатоплива в данном случае является ПАО "Укртатнафта" (УТН, Кременчуг), крупнейшими акционерами которого являются государство в лице НАК "Нафтогаз Украины", а также структуры бизнесменов Игоря Коломойского и Александра Ярославского.

Напомним, что акционер "Укртатнафты" Игорь Коломойский также является совладельцем "Международных авиалиний Украины". Поэтому выглядит удивительно, что сложности между двумя родственными компаниями вышли за пределы менеджерских кабинетов.

Сегодня утром пресс-служба УТН распространила релиз, в котором говорится, что еще 23 января уведомила Премьер-министра Украины, министра финансов Украины, председателя ГФС Украины и других руководителей органов исполнительной власти о проблеме, связанной с отсутствием механизма погашения налоговых векселей при реализации авиатоплива. "Поскольку процесс погашения налоговых векселей остается заблокированным ГФС Украины, с начала января это привело к блокированию средств компании в сумме 131 млн грн.", — сообщили в "Укртатнафте". Кроме того, ГФС применила к предприятию штрафные санкции в размере 13 млн грн. за поставку топлива в праздничные дни 1-2 января текущего года, когда фискальные органы не осуществляли прием и регистрацию векселей.

Судя по отсутствию жалоб как от пассажиров, так и других авиакомпаний, сложности возникли только у МАУ.

Сейчас в "Борисполе" работает 5 компаний, которые предоставляют услуги заправки авиационным топливом. Согласно информации, опубликованной на сайте аэропорта, — это ООО "Авиационная топливная заправочная компания" (Киев), ООО "АТЗК "Борисполь" (с.Гора Киевской обл.), ООО "Кребо Интернешнл" (Кременчуг), ООО "АМИК АВИА ОЙЛ" (Борисполь, ранее "Лук Авиа Ойл"), и ООО "УКРАВИАСЕРВИС" (Борисполь).

Часть из них поставляет импортное топливо (от специализированных подразделений нефтетрейдеров ГЛУСКО, СОКАР и АМИК), у других — отечественный продукт. По данным muzhzdrav.ru у МАУ контракт на обслуживание с "Кребо Интернешнл", но владельцем топлива является "Укртатнафта", которая и приняла решение не заправлять самолеты.

У "Международных авиалиний Украины" есть опыт покупки импортного топлива у других операторов, работающих в "Борисполе". Но во-первых, вчера его могло не быть в нужном объеме из-за все тех же сложностей с налоговым оформлением. А во-вторых, оно дороже украинского.

"МАУ получает авиатопливо от "Укртатнафты" по большому контракту со спецценой. Разница с импортом может достигать $50-60 на тонне", — пояснил muzhzdrav.ru директор консалтингового агентства А-95 Сергей Куюн.

Суть проблемы

В Украине уже давно периодически возникают конфликты между авиаторами и топливозаправочными компаниями. Можно вспомнить историю в Международном аэропорту "Одесса", которую в 2015 году пытался решить тогда еще губернатор Одесской области Мехеил Саакашвили. А в декабре 2018 года МАУ приостановила полеты из Харькова в Тель-Авив (Израиль), мотивировав это решение высокой стоимостью авиатоплива.

"В настоящий момент услуги по заправке в Харькове предоставляют две компании: сам аэропорт и еще один частный поставщик топлива (АМИК — muzhzdrav.ru). Ни один из них не предоставил конкурентное предложение. Более того, пока что у МАУ нет никакого предложения по заправке самолетов на 2019 год", — отметили тогда в авиакомпании.

Владельцы и менеджмент компаний-перевозчиков постоянно подчеркивают, что стоимость топлива в аэропортах Украины выше, чем в других странах. Но в этот раз другая причина сбоя в расписании.

Сложности с оформлением авиатоплива возникли с начала года. Тогда вступили в силу нововведения, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, который используется не по целевому назначению.

Изменения были приняты с целью борьбы с нецелевым использованием керосина, в частности его смешиванием с дизельным топливом, так как в последние годы объем импорта существенно превышает реальное потребление этого топлива. Эксперты и участники рынка считают, что керосин смешивается с дизельным топливом и продается под видом ДТ частным и промышленным потребителям. Данная манипуляция имела экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (€139,5/тыс. л) и авиатопливо (€21/тыс. л).

Так, в 2017 г. импорт авиационного керосина вырос в 2,3 раза (на 135%) до 336 тыс. тонн. При этом, по официальной статистике Госавиаслужбы, количество рейсов увеличилось на 17%, а пассажиропоток — на 27%. По итогам 11 месяцев 2018 г. импорт керосина вырос еще на 58%, а пассажиропоток — на 25%.

Этот процесс решили контролировать путем выдачи налогового векселя сроком до 90 дней на сумму разницы в ставках акциза €210 и €21/тыс. л, погашение которого осуществляется после регистрации всех акцизных накладных в Едином реестре, составленных при реализации топлива операторам заправки самолетов или госструктурам.

С нового года трейдеры могут импортировать авиакеросин по базовой ставке €21/тыс. л исключительно для продажи лицензированным операторам заправки самолетов или государственным органам, например, Минобороны или Госрезерву. По данным Государственной авиационной службы Украины (ГАС) в "Перечне субъектов хозяйствования, которые осуществляют авиатопливообеспечение" зарегистрировано 38 компаний, работающих в различных аэропортах Украины.

Решение вопроса

Вчера, чтобы отправить все рейсы, МАУ предоставила "Укртатнафте" письмо о компенсации возможных штрафных санкций со стороны Государственной фискальной службы Украины, связанных с заправкой. "Авиакомпания сделала этот шаг с целью предупредить возможные серьезные последствия для отрасли и неудобства для пассажиров", — уточнили в МАУ.

В "Укртатнафте" сегодня утром сообщили, что остатки топлива в аэропорту "Борисполь" составляют 2,2 тыс. тонн, которые можно поставлять авиакомпаниям. Но из-за отсутствия реакции со стороны государственных органов и позиции ГФС, предприятие вынуждено прекратить производство и отгрузки авиатоплива.

Всю ответственность за сложившуюся ситуацию в сфере обеспечения авиаперевозок, "Укртатнафта" возложила на фискалов.

Отметим, что МАУ гарантировала компенсацию возможных штрафов только за операции, произведенные 29 января 2019 года. Таким образом, возникал вопрос: а не повторится ли ситуация сегодня, 30 января и в ближайшем будущем?

Похоже, что 3000 пассажиров, которые вчера стали заложниками этого небольшого топливного кризиса, одновременно способствовали разрешению конфликта.

Сегодня днем "Укртатнафта" сообщила, "что после вмешательства в ситуацию лично Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, министра финансов Украины Оксаны Маркаровой и и.о. заместителя председателя ГФС Украины Евгения Бамбизова процедура погашения налоговых векселей восстановлена, что позволяет компании отгружать авиатопливо и обеспечивать им аэропорты Украины".

Источник

Читайте также