Встреча одноклассников: о фильме Тейта Тейлора "Ма"
По следам Джордана Пила
Фильм "Ма" Тейтра Тейлора снят кинокомпанией Blumhouse Productions. Она является, пожалуй, наиболее влиятельным независимым производителем кино в США. Ее создатель Джейсон Блум специализируется на оригинальных малобюджетных фильмах ужасов, в которые в последнее время вплетает актуальную — по крайней мере, для американских зрителей — социально-политическую проблематику, в частности, расчесывая рубцы расовых отношений.
Из авторов, сотрудничающих с Blumhouse Productions, в создании таких экранных коктейлей из жанрового кино и острого комментария по поводу текущих событий наиболее преуспел Джордан Пил с лентами "Прочь" и "Мы". После просмотра трейлера "Ма", в котором немолодая темнокожая Сью Энн (Октавия Спенсер) завлекает в свой подвал группу подростков, необъяснимым образом пленяя их, кажется, что Тейт Тейлор идет по его следам.
Школьные, алкогольные, годы чудесные
Однако, в отличие от Джордана Пила, чего-то по-настоящему ужасного и, тем более, превращающего картину в пронзительную метафору современности, режиссер не предлагает. Более того, не смотря на то, что фильм называют триллером (и соответствующим образом презентуют в рекламных материалах), он долгое время избегает следовать по этому жанровому пути.
Самое важное в Telegram
Вместо того, чтобы щекотать нервы, Тейт Тейлор мастеровито рассказывает достоверную, психологически и социально точную, но не особо захватывающую историю компании старшеклассников из небольшого городка, в котором кроме выпивки и развлечений других нет (авторы ленты делают все возможное, чтобы представить место действия "одноэтажно" невыразительным), и одинокой женщины, которая помогает им купить алкоголь, а затем — приглашает пьянствовать к себе в подвал.
Кадр из фильма "Ма"
Взгляд на мир глазами лани
Подобная завязка, основанная на невозможности для несовершеннолетних приобрести в розничной сети алкоголь, пожалуй, была бы не вполне убедительной в Украине, но для фильма, вписанного в американские будни, играет важную роль. Поскольку его драматическое напряжение во многом построено именно на том, что правила действительно существуют и за их исполнением следят, но молодые люди стремятся их нарушать, не считаясь с последствиями и не думая о возможной расплате.
Перспективу пьяным загулам школьников во многом придает позиция Мэгги (Диана Сильверс), взирающей на происходящее, используя красноречивое выражение Сью Энн, распахнутыми глазами лани. Она — новенькая в школе и поэтому идет на поводу у коллектива, преодолевая внутреннее сопротивление, чтобы влиться в него. Также их дополняют сцены из прошлого Сью Энн, которые открывают гадкую историю, случившуюся с ней в школе — по схожим (пусть и не на все сто) причинам.
Бенефис на крепком актерском фоне
Болезненная неизлеченная психологическая травма героини, завлекающей в свои сети старшеклассников (а также их родителей), проясняет ее нетипичное поведение. Впрочем, Тейт Тейлор не ограничивается тем, чтобы просто культивировать неуютное беспокойство, оттеняющее жизненные банальности, но и наводит на все то, что с героиней "не так" фокус — выхватывая крупными планами ее лицо, открывающее истинные эмоции, до поры до времени скрываемые социальной маской.
Важной особенностью подобных тяжеловесных постановочных намеков является исполнительская манера Октавии Спенсер — она играет, а не переигрывает.
"Ма" — очень сдержанный бенефис талантливой актрисы. Осмысленно презентуют себя и актеры, которым определены "взрослые" роли второго плана (Люк Эванс, Джульетт Льюис, Мисси Пайл, Эллисон Дженни), формируя отличный ансамбль. Очень естественно ведут себя и молодые исполнители, вписывающиеся в предложенные им подростковые типажи.
По пути пирогов с фекалиями
Одну из ролей — местного полицейского — исполняет сам режиссер. Он уже работал с Октавией Спенсер над фильмом "Прислуга", в котором ее персонаж готовила для своей обидчицы пирог с фекалиями. Уже из трейлера понятно, что в "Ма" героиня подобной местью не ограничится. Правда, ждать, когда она, окончательно "съехав с катушек", все же начнет действовать, зрителям приходится слишком долго.
"Действенный" же финал, в котором Сью Энн воплощает свои безумные планы, а жертвы пытаются дать ей отпор, выглядит, скоре скомканным и стихийным, нежели в полной мере продуманным. Отчасти из-за того, что наделяет отдельных персонажей обескураживающими мотивами, на которые до этого даже не намекали. Отчасти — из-за изнурительного ожидания "взрыва", который завышает ожидания настолько, что их оказывается просто невозможно не обмануть.
Но главное — из-за самой художественной концепции картины, интерес которой заключается именно в том, что все в ней находится на своих банальных, узнаваемых, неярких (и потому не особо интересных) местах.
Сергей Васильев для delo.ua