Крепежи и метизы: производство и поставки
09:30 IEK представляет новинку — распределительные блоки проходные РБДп IEK®
07:30 «Эталонприбор» представляет расширенный ассортимент планшетных осциллографов «Актаком»
05:21 ГКС подводит итоги участия в выставке Interlight Russia
03:21 В Удмуртской Республике стартовал проект цифровой модернизации городских диспетчерских пунктов «Россетей»

«Трамвай, или История одного украденного изобретения»

«Трамвай, или История одного украденного изобретения»

3 сентября на календаре — дата во многих смыслах интересная. Во-первых, это дни примирения школьников с тем, что на протяжении 9 месяцев им придётся постигать премудрости обучения, для этого вставать в неведомую рань и идти хоть в дождь, хоть в снег, хоть в зной в школу. Во-вторых, она порой мелькает в известных песнях и каждый год многие считают своим долгом такой сентябрьской подборкой поделиться друг с другом. Но нам с вами, уважаемые электроэнергетики, такая банальщина не интересна.

Наверное, некоторые знают, почему. Для всех же остальных раскроем секрет того, чем же должен заинтересовать 3 день осени.

Когда-то давно человечество для перемещения из пункта А в пункт Б использовало способность ходить, затем, ввиду нецелесообразности такого метода передвижения, приручило лошадей. И тут вроде как прогресс немного застопорился, так как верховую езду освоили очень давно, а ничего лучше предложить не могли или не хотели. До определённого момента.

Самый экологически чистый вид транспорта. Если не брать в расчёт побочные эффекты

Началось всё с того, что в 1845 году, 25 февраля родился Фёдор Аполлонович Пироцкий. После поступления в Михайловское артиллерийское училище г. Санкт-Петербурга, будущий инженер-конструктор как-то неожиданно для всех «заразился» электричеством. Вследствие этой болезни и на волне повышенного интереса ко всему, что имеет заряд, он познакомился с Яблочковым.

Пироцкий Ф. А.
Если бы родителям Фёдора сказали, что его имя прочно обоснуется в веках и мировой истории, они бы точно не поверили

Как известно, знакомство двух учёных мужей представляет собой нескончаемые дискуссии на предмет различного рода наблюдений, опытов, экспериментов, перспектив и много чего ещё, малопонятного простому обывателю. Любой научный спор требует свежих идей, взглядов, много времени и простора для полёта мысли. А где это взять? Правильно. На улице. Вот там-то товарищи и обратили внимание на то, что плотность потока, в особенности на лошадиной тяге, как-то чрезмерно высока.

Посмотрев на всё это безобразие с точки зрения перспектив, Пироцкий произнёс сакраментальную фразу: «Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и стальными ободьями... К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту... Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге...».

С этого момента собственное изречение не давало молодому человеку покоя. В конце концов, он с 1875 года начинает серию экспериментов по передаче электричества по рельсам. Первый опыт был проведён на Сестрорецкой железной дороге. На два изолированных рельса подавалась от генератора Грамма электроэнергия и приводила в работу электродвигатель, расположенный на расстоянии 1 километра от точки приложения электрического тока.

К началу 1880 года изобретатель пишет научный труд «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока, в том числе и для движения поездов». На протяжении всего лета он доводил до ума одну из конок. К ней приспособили электродвигатель и редуктор, которые двигали колёса. После успешных испытаний, рядом с конной «железкой» возвели небольшую электростанцию и 22 августа 1880 года (по новому стилю — третье сентября) впервые в мире без помощи живой тяговой силы сдвинулся с места настоящий полноразмерный вагон. Так у человечества появились моторные трамваи.

Конный трамвай
После работ Ф. А. Пироцкого всё осталось по прежнему. Только кони исчезли

Как и водится, праздношатающийся люд пришёл в неимоверный восторг после увиденных чудес. Некоторые лишились чувств, кто-то испугался, а кто-то и нечистого помянул. Были и те, кто проявил недовольство. Как не сложно догадаться, такими противниками «новейших» технологических достижений стали владельцы «копытных» экипажей, потому как понимали или предполагали, чем грозит такое открытие.

Полезное изобретение, как ни странно, в то время в нашей стране оказалось никому не нужным. У инженера не было средств к тому, чтобы продолжить научные работы в области электротяги и создания полноценного электротранспорта. Зато его идеями заинтересовался Карл Сименс. Выпытав всё что можно у российского конструктора, Карл укатил на родину. В Берлин. Совершенно «неожиданно», после его отъезда, в 1881 году старший брат Сименса — Вернер в столице Германии выступил с докладом: «Динамоэлектрическая машина и применение её на железных дорогах». От теории к проекту путь иногда неблизкий. Но не в этом случае. В этом же году фирма «Сименс» стала изготавливать ТС, аналогичные по конструкции с теми, что проектировал русский конструктор. В это же время в Берлине открывается первая в мире трамвайная линия.

Карл
Карл Сименс
Вернер
Вернер Сименс

Так что, уважаемые читатели, знайте и помните первопроходца в области железнодорожного транспорта на электрической тяге. Благодаря Фёдору Аполлоновичу Пироцкому стало возможным появление подобных средств передвижения. Поэтому 03.09.1880 — дата начала образования городского, удобного и необходимого трамвайного сообщения. Если вас будут вводить в заблуждение всякие Сименсы и другие сторонники всего заграничного, можете смело завалить их фактами и задокументированными событиям, позволяющими понять, кто же на самом деле был впереди «планеты всей».

Источник

Читайте также