Торговая марка. Регистрировать или нет?
С развитием социальных сетей, которые дают возможность начинать бизнес моментально, предпринимателей стало больше, но не все они задумываются о защите брендов.
Согласно статистике, 80% украинских компаний не имеют зарегистрированной торговой марки. Но больше поражает тот факт, что предприниматели не торопятся исправлять ситуацию, потому что не воспринимают всерьез ее важность. Конечно, многие бизнесмены на этапе старта бизнеса и вовсе не знают о том, что название компании не принадлежит собственнику, пока официальноне будет оформлено свидетельство на торговую марку.
Кроме того, пикантности добавляет тот факт, что согласно законодательству Украины, обязательная регистрация предусмотрена только для одной сферы бизнеса — производство алкоголя, и то последнее время и в этом направлении стали применять более мягкие правила. Получается, что существуют десятки тысяч брендов, которых и брендами сложно назвать, потому что они, по сути, никому не принадлежат. Какие риски могут быть в такой ситуации, когда предприниматель упустил регистрацию бренда?
Мало кто задумывается о том, что нематериальные объекты (интеллектуальная собственность), а это, в первую очередь, торговая марка, являются такими же ценными активами как материальные (земля, офис, деньги, техника). Более того, порой нематериальный актив стоит намного дороже всех материальных. Например, бренд Coca-Cola составляет 80% от всего капитала компании. Часто, приводя этот пример, я слышу в ответ "Но мы же не Coca-Cola!". Такой подход к защите своих активов еще ни один бизнес не сделал успешным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как защититься от патентных троллей
Вопрос о регистрации торговой марки часто возникает перед продажей активов. Как правило, перед тем, как продавать бизнес или его часть, проводят аудит и последующую оценку. В случае такой оценки, зарегистрированные нематериальные активы существенно повысят стоимость бизнеса, но если документов на торговую марку не будет, наоборот, стоимость компании может быть занижена, ведь для потенциального покупателя это означает большие риски.
Если ваш бренд не зарегистрирован, то:
а) им могут пользоваться конкуренты или уже это делают;
б) конкуренты могли зарегистрировать бренд на свое имя и получается, что все время вы нарушали их права.
Но вернемся к предпринимателям, которые пренебрегают регистрацией своей торговой марки. Практика показывает, что осознание приходит быстро и неожиданно, когда бренд, который уже крепко "стоит на ногах", переходит в руки новоиспеченного владельца, только потому что он оформил права собственности на ВАШУ торговую марку. Да, так бывает, особенно в 21-м веке, когда существенную роль в развитии бизнеса играют социальные сети.
Есть и другая, позитивная сторона медали. Речь идет о своевременной защите прав интеллектуальной собственности, которая в нужный момент помогает сохранить бизнес и избавиться от конкурентов.
Реальный пример — история собственницы украинского бренда обуви MARSALA Марии Маслий. Уже на этапе, когда ее бренд был достаточно узнаваем, о чем свидетельствовали десятки тысяч подписчиков в Instagram и большие продажи, совершенно случайно Мария нашла страницу с таким же названием в той же социальной сети, при этом владелец этого аккаунта имел смелость в описании сделать акцент на том, что это — официальный бренд. На страничке продавались обувь и одежда. Получается, что при поисковых запросах многие пользователи ошибочно переходили на страницу конкурента и заказывали продукцию. А бренд MARSALA при этом терпел убытки, упущенную выгоду и снижение репутации. Сделав анализ похожих страниц в Instagram Маслий нашла около десятка страниц-плагиаторов, которые паразитировали на ее бренде. Ситуацию спасла зарегистрированная торговая марка.
Когда Мария обнаружила еще больше новых страниц с обувью Marsala, она написала своему патентному поверенному. Многие уже не только использовали бренд в названии, но и на самом продукте.
Марие нужно было заполнить стандартную схему, загрузив свидетельство о торговой марке. Через короткое время Instagram удалил все страницы-клоны, на которые она пожаловалась.
Таких успешных случаев много, главное — начать бороться и не сливать все в пост о том, что жизнь несправедлива, и что конкуренты совсем не имеют чести. К слову, часто конкуренты и не знают о том, что они нарушают права. Ведь есть очень устойчивое убеждение, что если к имени бренда добавить свое слово или изменить букву, то это будет уже новое название и никакого нарушения не будет. Но это не так.
Нарушением считается полная копия зарегистрированного бренда или его видоизмененная форма, если при этом потребитель вводится в заблуждение.
Так, совсем недавно Леонард Григорьев, собственник и основатель Фестиваля красок Холи с помощью документов довольно быстро переименовал название мероприятия в фейсбуке с "Фестиваль красок Холи в Киеве" на "Индийский праздник в Киеве". А одна из крупнейших тренинговых компаний Upgrade регулярно борется с "последователями", которые "вдохновились", ведь название каждой лекции/проекта основатели защищают как торговую марку и в большинстве случаев конкуренты сдаются, а если нет, то любые несанкционированные активности блокируются с помощью поддержки Fаcebook и Instagram.
Многих предпринимателей пугают высокие гонорары юристов и сложность регистрации. Это тоже один из мифов. Регистрация бренда стоит от $80 (включая и пошлины, и услуги), и ее можно оформить примерно за 7-10 минут, не покидая мессенджер, с помощью бота по регистрации торговых марок. То есть это действительно недорого и несложно. Начните защищать свой бизнес уже сейчас, помните, что бренд — это ваш основной актив.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на muzhzdrav.ru в Telegram