Крепежи и метизы: производство и поставки
12:00 Andeli примет участие в выставке «Электрические сети России 2022»
09:50 Энергетики «Смоленскэнерго» осветили мост в Смоленске
07:40 Успешное сотрудничество между заводами «Электрокабель» и «Уралэлектромедь»
05:31 «Россети ФСК ЕЭС» приступили к модернизации ЛЭП в Ярославской области

Те, которые: Евгения Аратовская

17.10.2018 23:32

Евгения Аратовская, основательница проекта "Україна без сміття", о вызовах, сложностях социального предпринимательства и готовности нырять в омут с головой ради большой цели

Зачем мне это было нужно

Когда старшему ребенку был год, мы переехали за город в Хотов. Там у нас был сад, огород, свежий воздух, там же родился второй ребенок. Я была абсолютно отдаленным от мирской суеты человеком. Огород, закрутки, дети, прогулки... Постепенно я стала подрабатывать копирайтером, но выходить в офис больше не хотела. Меня не устраивали те цели, которых я должна была достигать, будучи ранее на позиции менеджера и занимаясь маркетингом и рекламой, мне они казались очень мелкими. Я понимала, что рано или поздно мне придется работать удаленно или начинать свое дело.

Мы жили за городом, в частном секторе, где даже не было уличных баков для мусора, потому что большинство соседей отказывалось платить за эту услугу и предпочитало сжигать его в ямах в лесу. Это было настоящее варварство, но тогда еще я не догадывалась о том, насколько это вредно для здоровья.

Всю органику я компостировала на огороде, а c обычным справлялась самостоятельно и не слишком законно: подъезжала к метро на машине, искала контейнеры для мусора во дворах многоэтажек и подбрасывала свои пакеты туда. Когда дети подросли, мы решили вернуться в Киев, и в первый же день я поняла, что больше не могу выбрасывать органику в ведро, за пять лет жизни за городом привычка делать компост стала слишком важной для меня. Я стала искать информацию о компостировании в интернете и узнала, что, оказывается, нужно было еще и сортировать мусор! А батарейки нельзя выкидывать в мусорное ведро вообще, как и лампочки и сломанную технику. Я была в таком шоке, что до этого момента ничего не знала об этом! И сразу же поняла, что ведь я такая не одна. Ведь наверняка есть те, кто не знал, что так можно (и нужно) было! И эти люди вряд ли понимают, что, не сортируя свой мусор, просто вываливают его ежедневно на свалку и отравляют природу. Я начала немедленно делать посты в Facebook о своих открытиях и о своем опыте.

Тогда еще я поняла, что эта тема может перерасти в нечто большее — проект, и мне не придется искать работу в корпоративном секторе. Правда, еще не догадывалась о том, что если не ходишь в офис и работаешь на себя, это еще не значит, что у тебя будет много свободного времени. Но зато ты можешь быть "сам себе режиссером", ведь тебе никто не ставит никаких рамок.

Что я проанализировала, прежде чем запустить проект

У меня были разные консультанты с бухгалтерским образованием и они мне присылали такие мудреные расчеты, что если б я мыслила как они, то никогда бы не стартовала. Мы просто взяли и начали деятельность с теми ресурсами, которые у нас были.

Ресурсы

Мы ездили на встречи к профессиональным компаниям, которые заготавливают вторсырье с предложением сотрудничества. На нас смотрели с изумлением, а еще часто спрашивали: "Кто вас финансирует?". Отказывались верить, что мы сами по себе. Мы очень интенсивно набирали популярность и это многих удивляло.

Будущую инфраструктуру потихонечку стали строить сами. Большого плана никогда не было, была абсолютная гибкость и маневренность, как у стартапов. Конечно же, нам важно было покрывать расходы на свою деятельность на каждом этапе. Я часто повторяю в интервью, что мой муж стал практически моим первым инвестором — дал деньги на изготовление 100 контейнеров для макулатуры, которые мы через акцию расставили в офисах, подавших заявки. Спрос на них был таким огромным, что остальные 400 офисов купили такие коробки себе сами. Это дало возможность думать о проекте как о бизнесе. Ведь все, кто купил коробку, естественно, нуждались в вывозе. Первое время мы вывозили бесплатно. Я на своей машине Nissan Note вывозила макулатуру из офисов. Однажды вывезла полтонны! Тогда я не знала, что это может ее убить. Это все было очень изнуряющим и длилось примерно полгода. Я сдавала макулатуру на базу, получала за это 300-500 грн и была довольна, что есть деньги на то, чтобы заправить машину завтра. А потом стало понятно, что легковушки уже не справляются.

В определенный период компания Renault Ukraine выделила нам бесплатно грузовой автомобиль, компания также взяла на себя дополнительные расходы — заправку, мойку, ремонты и страховку. А мы платили зарплату водителю из тех денег, что получали за продажу вторсырья. Через год наше партнерство закончилось и мы снова остались без машины. Зато нам удалось через краудфандинг насобирать более 400 тыс. грн и мы купили такую же, но собственную машину! Теперь у нас красочный брендированный автомобиль с надписью о том, сколько людей и компании поддержали нас в ее покупке. Правда, за то время, что мы собирали деньги, количество людей, которые стали сортировать, значительно выросло, и маленький бус перестал справляться с задачами мобильного пункта приема вторсырья. Теперь мы нанимали пятитонный грузовик, чтобы объехать 15-18 локаций в городе. Через полгода и пятитонник перестал справляться, он становился полным уже на третьей остановке. Нанимать дополнительные машины стало невозможно дорого плюс мы не справлялись самостоятельно с досортировкой всех упаковок. Сейчас ищем компанию, которая профинансирует работу пункта приема вторсырья "Мастера добрых дел", а также ищем сортировочную базу, которая на выходных примет упаковку и пересортирует все сама. Нам очень важно иметь гарантию, что компания окажется ответственной и не выкинет половину содержимого на свалку. Увы, таких компаний практически нет на рынке.

Помещение

Сегодня у нас есть одна большая общественная станция сортировки (200+ кв.м) и маленькая мобильная, которую мы открыли с украинским ритейлером "Сильпо". В самом начале у нас была очень маленькая станция, всего лишь на 80 квадратных метров, и она слишком быстро переполнялась вторсырьем. Расходы на логистику стали настолько высокими, что мы подумали: лучше снимем побольше помещение, но зато будем иметь возможность накапливать мусор и отгружать его на месте заготовителям и переработчикам. Принцип работы станции построен на самообслуживании — люди могут приехать к нам на станцию и сортировать при помощи консультантов, которые подскажут что куда надо положить: в зале около 40 контейнеров для разных видов упаковки по типам маркировки, цветам и материалам. То есть любой человек может принести свой пакет с чистым вторсырьем из дома, выложить все на сортировочный стол, к нему подойдет наш консультант и поможет рассортировать, расскажет, какие пластики лучше не использовать вовсе. Когда контейнеры наполняются, мы их содержание прессуем, а потом продаем переработчикам. Сейчас уже вышли на показатель реализации 45 тыс. грн в месяц.

Команда

Я не знаю, как нанимать людей. И это мое слабое место. Я работала с коучем, помню, она мне сказала: "Женя, ты же понимаешь, что не все люди, которые приходят в проект, это твои люди. Они могут быть классными и хорошими в другой системе, но тебе они не подходят". Не всегда энтузиазм новичка является правдой. Люди видят наши фото и видео в соцсетях, приходят, рассчитывают на праздник, а потом понимают, что работе нет конца. И это немного отрезвляет. Поэтому я теперь при найме нового сотрудника сразу рассказываю про обязанности, график работы и ответственность за результат.

Читайте также: Не погрязнуть: Что делать, чтобы правильно сортировать мусор дома и в офисе

Какие проекты запускаются сейчас

Помимо работы станции по приему вторсырья, а также "Зеленого офиса" у нас ведется деятельность по нескольким направлениям.

1. Для нас сделали прототип мобильного приложения, которое учит сортировать, помогает нам монетизироваться, продавать коробки. В будущем любой пользователь сможет скачать его и разобраться, как сортировать, куда можно отвезти мусор, где купить мешочки или коробки, как заказать "Зеленый офис" и так далее.

2. Совместно с проектом "Компола", Министерством экологии и Министерством образования мы провели конкурс среди школ и отправили 200 компостеров школам-победителям для компостирования растительных отходов столовых. Сейчас ждем от них фидбек, чтобы проанализировать данные и дальше популяризировать компостирование в учебных заведениях. Этот проект реализуется при поддержке Coca-Cola Foundation.

3. Планируем обучать громаду пяти населенных пунктов в Карпатах, как прийти к принципу Zero Waste City — не создавать мусор, сортировать отходы, компостировать и утилизировать опасные отходы. Мы уже отправили туда 300 контейнеров для сортировки в прошлом году, в этом году запланированы обучающие лекции и настоящий эко-десант студентов из Острожской академии и Университета им. Шевченко. Для этой цели мы отберем 10 студентов, которые на 10 дней поедут в Верховину и будут учить население эко-привычкам, фиксировать факты нарушений и выписывать предупреждения, потому что местные инспекторы не эффективны, так как не хотят портить отношения с соседями. Мы хотим организовать площадки для сортировки — станции сортировки на территории каждой школы, чтобы дети практиковали раздельный сбор в школе и приносили эту культуру в свои семьи. Также мы планируем выложить в свободный доступ обучающую информацию и видеоролики для активистов, которые хотят провести обучающую лекцию про раздельный сбор в своей школе, городе, на своей работе.

Когда мне было сложнее всего

Иногда мне казалось, что я буквально ныряю в омут с головой, без понимания, как оттуда буду выбираться. Да, не всегда все получалось. И мы в этом честно признавались. Порой у меня было такое состояние опустошения, что я думала: все, это конец. Но всегда в нужный момент появлялся в моей жизни правильный человек или необходимая помощь.

Был момент, когда вообще не было финансирования. Мне стало так страшно, что все закончится, а так много людей верят в нас и думают, что нам удастся все поменять в старой системе. Для меня этот проект стал буквально третьим ребенком. Мы раньше сильно грешили тем, что всегда говорили, как у нас все классно, но никогда не рассказывали о трудностях. И люди по умолчанию думали, что у нас хорошее финансирование, иногда даже начинали давить, говорить, что мы что-то кому-то должны и обязаны. И тогда я поняла, что нужно говорить и о проблемах тоже, признаваться в слабостях, просить о помощи. Это мне помогло, расслабило пружины перфекционизма. Я перестала бояться провала, отпустила негатив, дала себе право делать ошибки, и взамен ко мне пришли свежие мысли и спокойствие. Очень важно дать себе право на ошибку, не бояться ее.

Когда я поняла, что все не зря

Когда я поняла, что появился шанс сделать альтернативную модель, показать, как это может быть по-другому, без государства и поддержки доноров. Потому что лояльность общества к нам так выросла, что мы поняли — это может сработать. И если мы покажем первый удачный прецедент, то наш проект можно масштабировать в любой город и любую страну. Вот сейчас это для меня такой маячок, куда я стремлюсь. Голова полна креатива и новых моделей, которые мы можем использовать, каких еще никто не увидел.

Плюсы и минусы моего дела

+

Полная свобода для реализации того, что ты задумал, неограниченный нетворкинг с самыми разными людьми вплоть до президента и открытые возможности, в том числе медийные.

-

Меньше свободного времени на себя и меньше времени на семью.

Что бы я сказала себе четыре года назад как начинающему социальному предпринимателю

Я бы сказала себе: "Женя, нужно учиться все делать системно". Думаю, если б я получила какие-то базовые знания о том, как собирать команду, о структуре расходов, о том, как искать деньги, многое было бы проще. Но в принципе, мне кажется, что все сложилось органично и я не жалею ни о чем. Когда начинаешь что-то новое, ты словно чистый лист, ты не видишь границ, которые могут тебя остановить, не боишься ограничений, потому что просто о них не догадываешься.

Подготовили Таня Касьян и Катерина Савенко

Читайте также: Те, которые: Андрей Ивчатов

Источник

Читайте также