Соревноваться за пост мэра Киева дороже, чем за кресло президента: залог повысили в 40 раз
Со вступлением в силу нового Избирательного кодекса размер залогов для кандидатов на выборах в местные советы в сравнении с кампанией 2015 года вырос почти в 40 раз. Рекордной станет "стоимость" участия в выборах мэра Киева — за право баллотироваться кандидаты должны будут заплатить более 4 миллионов гривен. В то же время, существенных изменений размеров залогов для кандидатов в президенты и народные депутаты не произошло.
Об этом свидетельствую данные аналитики общественного движения "ЧЕСНО".
Ранее muzhzdrav.ru рассказывало о новых формулах подсчета размера залога для кандидатов на выборах всех уровней, которые закреплены в законодательстве. И если раньше фиксированная сумма была по крайней мере для кандидатов в президенты Украины — а это 2,5 миллиона гривен, — то в новом Избирательном кодексе ее пересмотрели. Теперь сумма залога составляет 650 минимальных зарплат, установленных на день начала избирательного процесса. В бюджет 2020 года была заложена минимальная заработная плата в размере 4 723 гривен. То есть, если бы выборы президента Украины стартовали бы при таком размере минималки, то денежный залог каждого из кандидатов составил бы 3 069 950 гривен.
Кратко и по делу в Telegram
При этом, условия возвращения этих денег остались неизменными — при отказе в регистрации кандидата, если выборы были признаны несостоявшимися или если кандидат на них победил (или вышел во второй тур). В остальных случаях внесенные деньги перечисляются в государственный или местный бюджет в порядке, установленном ЦИК и министерством финансов Украины. Для партий условия такие же, только победой считается право участвовать в распределении мандатов.
Больше всего изменения, которые в себе несет Избирательный кодекс, затронули будущих участников местных выборов: кандидатов на пост городского головы в областных центрах и городах с количеством избирателей от 90 тысяч, а также партии, которые будут регистрировать свои списки. До принятия нового Избирательного кодекса сумма залога рассчитывалась по формуле 4 размера месячной минимальной зарплаты на каждые 100 тысяч избирателей соответствующего одномандатного округа. В новом законодательстве она будет считаться из расчета уже на каждые 10 тысяч избирателей. То есть, размер залога вырастет в 10 раз. Более того, размер залога по сравнению с 2015 годом увеличится и за счет того, что минималка за это время выросла почти в 4 раза. В итоге, залог для участников местных выборов в 2020 году станет выше примерно в 40 раз.
О каких суммах идет речь
Расчеты "ЧЕСНО" свидетельствуют, что в 2020 году кандидаты на пост мэра Киева будут вынуждены внести залог в размере более 4 миллионов грн, и эта сумма на данный момент является рекордной. В 2015 году кандидаты на этот пост должны были заплатить 104 тысячи гривен.
Инфографика: "ЧЕСНО"
Более того, залог за участие в выборах мэра Киева даже выше, чем за участие в президентских. Так, в 2019 на выборах главы государства каждый кандидат вносил залог в размере 2,5 миллиона грн. По новой формуле, в которой его размер привязан к минимальной зарплате, изменения относительно незначительные — если бы выборы проходили в 2020 году, то размер залога кандидатов составил бы 3 069 950 гривен, что почти на миллион меньше, чем залог для кандидата в мэры Киева.
Ситуация идентична и для других крупных городов. Так, например, залог кандидата в мэры Львова в 2015 году составлял 28 тысяч гривен. В 2020 году кандидат должен будет заплатить 1 миллион 77 тысяч гривен.
Инфографика: "ЧЕСНО"
Но стоит отметить, что такая формула применяется только для городов областного значения и тех, в которых зарегистрировано более 90 тысяч избирателей. В целом, под эти критерии подпадает 30 городов в Украине (без учета временно оккупированных). Партии, которая будет выдвигать своих кандидатов на посты городских глав в этих городах, только на залог нужно будет потратить более 20 миллионов гривен. Еще 20 миллионов партии придется потратить на регистрацию избирательных списков на выборах депутатов в горсоветы этих же 30 городов — формула расчета залога идентична. То есть каждая партия, которая, например, в Киеве будет соревноваться и за пост мэра, и за депутатские кресла, должна будет сразу потратить более 8 миллионов гривен, говорится в анализе.
Инфографика: "ЧЕСНО"
В десятки раз возрастает и "стоимость" регистрации списка кандидатов в областные советы. В некоторых регионах размер такого залога сопоставимый или даже выше, чем залог на парламентских выборах в 2019 году, составивший менее 4,2 миллионов гривен. Дороже всего обойдется регистрация списка кандидатов в депутаты Днепропетровского областного совета — почти 4,67 миллионов гривен.
Инфографика: "ЧЕСНО"
Если рассматривать размеры залогов кандидатов в каждый совет и на посты городских глав по отдельности, то цифры хоть и большие, но для многих партий с широкой поддержкой, вероятно, приемлемые. Однако, все крупные партии стараются делегировать своих представителей во все советы и на выборы городских глав всех областных центров. Таким образом, общая сумма, которую партии нужно будет выплатить в качестве залога, вырастет еще больше. Дешевле всего партиям обойдется выдвижение кандидатов на пост городского головы и в депутаты городского и областного советов в Черновицкой области — 1,7 миллионов гривен. В Днепропетровской сумма таких залогов составит более 10 миллионов гривен. Но дороже всего будет в Киеве — в сумме размер залогов составит 11,3 миллиона гривен.
Инфографика: "ЧЕСНО"
В целом, для партии, которая будет выдвигать своих кандидатов по всем советам и на пост глав всех крупных городов Украины, сумма залога составит 88 миллионов гривен (без учета оккупированных территорий) без гарантий ее возврата.
Читайте также: Социологи рассказали, какие события 2019 года украинцы считают главными
Как отмечают аналитики "ЧЕСНО", в теории денежный залог является своеобразным подтверждением серьезности намерений участников избирательного процесса. Кроме того, это превентивный механизм, который должен снизить влияние на выборы технических кандидатов, которых регистрируют, чтобы "оттянуть" голоса или принять участие в распределении мест в избирательных комиссиях.
На первый взгляд можно допустить, что предлагаемый большой залог сделает невозможным использование технический кандидатов, но как отмечают авторы аналитики, это не так. При необходимости, такие субъекты избирательного процесса, у которых есть средства, все равно смогут воспользоваться этой технологией.
Вместе с тем, способность партии или кандидата собрать залог действительно должна свидетельствовать о его популярности среди избирателей (хотя часто это свидетельствует о финансовых возможностях самого кандидата/кандидатов). Но важно, чтобы размер залога не был чересчур большим, иначе участвовать в выборах смогут только крупные партии со значительными финансовыми резервами. В условиях Украины эти деньги партии получают или от крупного бизнеса, или от коррупционных схем по освоению бюджетных средств, отмечают в "ЧЕСНО".
Напомним, что Избирательный кодекс, который вступил в силу 1 января 2020 года, отменяет привычную для Украины смешанную избирательную систему, убирая фактор "мажоритарки". Теперь в стране существует только пропорциональная система с открытыми списками — избиратель будет голосовать не только за политическую партию, но и за каждого конкретного кандидата от нее, тем самым определяя, кто окажется в проходной части списка.
Кроме того, появилась и гендерная квота — среди 5 претендентов обязательно должно быть две женщины. Проходной барьер политсилы в парламент кодекс оставляет на уровне 5%. При этом вместо 199 мажоритарных будет 27 округов — по одному на каждую область.