Правила выживания сезонного бизнеса
Готовим сани летом
В самом лучшем случае бизнес позволяет заработать за пиковый сезон достаточно, чтобы оставшуюся часть года можно было готовиться к следующему сезону. Тогда за месяцы застоя можно привести дела в порядок, распланировать продажи на высокий сезон, сосредоточиться на закупках или подготовке рекламных кампаний. Обновить сайт, продумать вопросы найма сотрудников на будущее, составить клиентскую базу — все, до чего не доходят руки в самое горячее время.
Бизнес-оборотень
Некоторые "сезонники" предпочитают просто законсервировать не актуальный бизнес, переключившись на второй проект. Не худший вариант, если у вас больше одного бизнеса. Тот же сезон новогодних ёлок и Дедов Морозов слишком короток, чтоб быть основным источником дохода.
Еще один выход из ситуации — превратить сезонный бизнес во внесезонный. Некоторые фирмы, занимающиеся установкой и проком аттракционов, закупают зимние аттракционы. Летние уличные продажи лимонада зимой можно заменить на горячий чай и глинтвейн, а продавцы цветочной рассады могут заняться доставкой букетов или комнатных растений.
Ассортимент не бывает большим
Жалобы на широкий ассортимент товаров или услуг услышишь редко. Сопутствующие товары могут спасти "сезонный" магазин. К примеру, если вы специализируетесь на новогоднем декоре, есть смысл добавить на свои полки модные нынче декоративные гирлянды, сувениры и праздничные мелочи — свечки, открытки, фейерверки. Не новогодними праздниками едиными живут люди. Подумайте, чем вы можете порадовать своих клиентов?
Пишу вам…
Клиентская база — идеальный способ сохранить продажи в несезон. Если вы уже придумали, чем можно заменить сезонные товары, самое время поздравить своих покупателей с ближайшим праздником, а заодно и рассказать, что вам есть что предложить.
Куда девать сотрудников?
Компании, чья работа зависит от сезонных всплесков, часто сталкиваются с проблемой поиска и оформления сотрудников, нужных на короткий срок. Далеко не все хорошие работники согласны выйти на работу всего на несколько месяцев. С решением этого вопроса могут помочь рекрутинговые агентства. Увы, не бесплатно. Со временем у вас может набраться своя база сезонных сотрудников, но на это потребуется время.
Некоторые предприятия принимают временных работников, заключая с ними срочный трудовой договор. Другие не принимают на работу дополнительных работников, а запрашивают персонал у аутсорсинговых компаний. Если в высокий сезон вы не можете, скажем, справиться со шквалом звонков, может оказаться довольно выгодно заключить временный договор с call-центром.
Самое важное — не отчаиваться и не впадать в спячку.