Как может эффективно развиваться металлургия в Украине: управленческий кейс ГК Alumeta
Ситуация в металлургической области по Украине остается тяжелой. Нехватка средств материально-технической базы, военные действия на Донбассе, нестабильная экономическая ситуация — причины, из-за которых в отрасли реализуется негативный сценарий. Предприятия металлургии испытывают серьезные проблемы с поступлением сырья и его транспортировкой железнодорожным транспортом.
Для металлургической области в Украине плохие времена наступили еще в 90-х — предприятия нуждались в модернизации. Из-за того, что уровень износа мощностей достиг своего предела, часть производства пришлось ликвидировать. Оставшиеся предприятия пытались все это время выжить, часто используя устаревшие технологии.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Все это не могло не отразиться на уровне инвестиций в отрасль. По данным украинского инвестиционного агентства DIA лишь за 2020 год капитальные вложения в металлургию составили 8,6 млрд. грн — на 30% меньше, чем в предыдущем году. Согласно исследованию "Укрпромвнешэкспертиза", в 2017 году уровень инвестиций в отрасль оставался на уровне 17-20 долларов США на каждую тонну стали. И это при том, что в странах Евросоюза данный показатель составляет в среднем 70 долларов США.
Тяжелая ситуация в металлургии затронула все предприятия, работающие в данной отрасли. Наиболее сильный удар ощутили небольшие компании, которые не имеют ни ресурсов на модернизацию, ни эффективного плана действий.
Есть ли будущее у металлургической отрасли в Украине?
По мнению Сергея Шапрана, владельца группы компаний Alumeta Group, ситуация в отрасли не является настолько критичной, как принято утверждать. Его команде удалось доказать, что отечественное производство может уверенно удерживать позиции в условиях кризиса.
В 2011 году в состав ГК Alumeta вошел завод по производству алюминиевого профиля. Данное предприятие в 80-х годах прошлого столетия было единственным в своем роде на территории УССР. Завод применял полный цикл производства алюминиевых профилей, используя безотходные технологии.
С наступлением кризиса конца 80-х — начала 90-х предприятие переживало упадок. После включения в состав Alumeta в 2011 году завод был модернизирован. За полгода на предприятии было развернуто 5 цехов — гальванический, прессовый, инструментальный, литейный и малярный. При этом заводу был обеспечен круглосуточный режим работы.
Такой подход позволил значительно расширить производство алюминиевого металлопрофиля и металлоконструкций — ассортимент включает 8000 наименований изделий. Кроме того, предприятие выпускает товары широкого потребления. Современные технологии, модернизированное оборудование и эффективная производственная стратегия позволили заводу экспортировать свои товары более чем в 25 стран мира — преимущественно, на Ближний Восток и в Европу.
По мнению главы компаний Alumeta Group, для успешного развития предприятий в металлургической отрасли необходимо несколько составляющих. Для модернизации и перезапуска производства применялся следующий подход:
Работа над сохранением и усовершенствованием основного вектора деятельности предприятия
Чтобы запустить завод "заново", Сергей Шапран принял решение возродить деятельность основных цехов. Это дало возможность развиваться и осваивать новые направления. Успешный запуск производства позволил выделить их в новые компании. Благодаря запуску основных цехов появилась BRAZ CONSTRUCTION — инжиниринговая компания, которая специализируется на выпуске профильных систем из алюминия "BRAZCON". Также была основана компания BRAZ LINE, основное направление деятельности которой — проектирование и создание внутренней отделки помещений. На базе броварского завода появилась компания ACORE DevelopmentGroup, занимающаяся строительством, реконструкцией и обслуживанием зданий.
Включение в ассортимент предприятия новой продукции для покрытия собственных нужд
За счет такого решения Сергею Валентиновичу Шапрану удалось эффективно справиться с задачами модернизации и переоборудования предприятия. При подсчете затрат на замену осветительных приборов было установлено, что переход с ламп накаливания на энергоэффективные светодиодные лампы обойдется заводу очень дорого.
После изучения сметы руководство установило, что цены на переоборудование были завышены подрядчиком искусственно. Поэтому было принято решение выполнить задачу самостоятельно. Благодаря такому подходу появилось собственное производство систем светодиодного освещения. Данное решение принесло предприятию материальную выгоду — в условиях кризиса коммунальные хозяйства все чаще переходят на энергоэффективные светодиодные лампы.
Постоянный анализ рынка и поиск перспективных направлений
Для предприятий в составе Alumeta характерен поиск нестандартных решений и подход "от обратного". Выделяя перспективные направления, специалисты не только запускают весь производственный цикл для производства новой продукции.
Команда предприятия трудится над разработкой инновационных технологий, которые позволили бы компании занять лидирующие позиции. Примером таких решений является производство оборудования для солнечных батарей. Конструкционные элементы для объектов альтернативной энергетики чаще всего изготавливаются из стали, которая в климатических условиях Украины начинает подвергаться коррозии через 5-6 лет.
Команда Alumeta предлагает заменить их на более долговечный и стойкий к воздействию внешней среды алюминий. Чтобы этот металл мог заменить сталь, материал необходимо подвергать специальной обработке — дополнительному закаливанию, либо использовать сплав повышенной прочности — EN AW 6282.
На Броварском алюминиевом заводе уже применяются уникальные технологии, которые позволяют получить продукцию, пригодную для использования в солнечной энергетике. Металлоконструкции предприятия успешно использовались при возведении солнечной электростанции поблизости Речицы в Республике Беларусь. Продукция завода применялась и для строительства нескольких солнечных станций в Украине.
За счет подхода от обратному предприятие может значительно оптимизировать инвестиции в свое развитие и модернизацию. Разрабатывая и внедряя технологии под определенные задачи, компания не тратит огромные средства на глобальное переоснащение. Поэтому для развития не нужен большой приток инвестиций. Такой подход применим практически для любого предприятия в металлургической области.
Следует учитывать, что добиться успехов Броварскому алюминиевому заводу в первую очередь помог эффективный менеджмент и грамотная стратегия развития, глубокое и доскональное знание рынков сбыта. В команде ГК Алюмета работают как украинские специалисты, так и представители ближнего и дальнего зарубежья.