Крепежи и метизы: производство и поставки
12:00 Andeli примет участие в выставке «Электрические сети России 2022»
09:50 Энергетики «Смоленскэнерго» осветили мост в Смоленске
07:40 Успешное сотрудничество между заводами «Электрокабель» и «Уралэлектромедь»
05:31 «Россети ФСК ЕЭС» приступили к модернизации ЛЭП в Ярославской области

Еженедельный краткий обзор изменений в российском законодательстве и правоприменении в сфере электроэнергетики

Еженедельный краткий обзор изменений в российском законодательстве и правоприменении в сфере электроэнергетики

Представляем перечень очередных изменений, произошедших в нормативно-правовых актах в сфере законодательства и правоприменения Российской Федерации в области электроэнергетики.

Информация предоставлена юридической компанией Lex Consilium и информационно-консалтинговой группой Electricalnet.ru.

04.07.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 800, регламентирующее порядок заключения с коммерческой организацией соглашений о передаче функций гарантирующего поставщика.

Постановлением Правительства РФ определены, в частности:

  • требования к коммерческой организации, с которой гарантирующим поставщиком, зоны деятельности которого расположены на территории нескольких субъектов РФ, может быть заключено соглашение о передаче функций гарантирующего поставщика;
  • порядок уведомления о передаче функций гарантирующего поставщика уполномоченных федеральных органов, уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ, совета рынка, иных заинтересованных органов;
  • обязанности организации, которой переданы функции гарантирующего поставщика;
  • порядок, основания и сроки принятия уполномоченным федеральным органом решения о соответствии (несоответствии) организации, с которой заключен договор, требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам;
  • обязанности организации, которой переданы функции гарантирующего поставщика, возникающие в случае подтверждения уполномоченным федеральным органом власти ее соответствия требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам;
  • порядок и сроки принятия уполномоченным федеральным органом власти решения о присвоении организации статуса гарантирующего поставщика и требования к такому решению.

Указанное решение о присвоении организации статуса гарантирующего поставщика может быть принято не позднее 31 декабря 2020 года.

Кроме того, устанавливается порядок осуществления расчетов между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии — гарантирующим поставщиком при получении сетевой организацией уведомления от данного поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с планируемым заключением соглашения о передаче функций гарантирующего поставщика.

Ссылка на документ.

Скорректированы сроки начала осуществления снижения долей поставки электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка электроэнергии.

Постановлением Правительства РФ от 28.06.2019 № 828 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» устанавливается, что дополнительное снижение долей электроэнергии и мощности, поставляемой по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, сверх объемов электрической энергии и мощности, поставляемых и оплачиваемых по регулируемым договорам для населения, и организаций — участников оптового рынка, осуществляющих экспортно-импортные операции в части покупки электрической энергии и мощности на территории Республики Северная Осетия — Алания, в случае несоблюдения критериев, определенных в разделе VI(1) Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, будет осуществляться с 1 октября 2019 года, а не с 1 июля 2019 года.

Соответственно, с 1 января на 1 апреля 2019 года переносится срок, с которого Минэнерго России начинает устанавливать факты несоблюдения критериев, предусмотренных пунктом 72(1) раздела VI(1) Правил оптового рынка электрической энергии и мощности.

Кроме того, устанавливается, что дополнительное снижение долей, применяемых для определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, по результатам установления фактов несоблюдения вышеуказанных критериев, за I квартал 2019 года не осуществляется.

Начало действия документа — 01.07.2019.

Ссылка на документ.

Определены особенности расчета регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 837).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 № 837 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» устанавливается, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков — субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, могут устанавливаться с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Постановлением определяются:

  • перечень долгосрочных параметров регулирования, используемых при установлении цен (тарифов) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;
  • перечень операционных расходов, учитываемых при установлении цен (тарифов);
  • механизм и периодичность осуществления индексации операционных расходов регулируемой организации;
  • порядок определения базового уровня операционных расходов регулируемой организации;
  • перечень неподконтрольных расходов регулируемой организации, учитываемых при установлении цен (тарифов);
  • особенности учета некоторых видов расходов при установлении цен (тарифов);
  • правила учета экономии расходов;
  • порядок учета при установлении цен (тарифов) ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации;
  • порядок определения величины нормативной прибыли регулируемой организации;
  • правила расчета органом регулирования необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной год очередного долгосрочного периода регулирования;
  • порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Устанавливается, что регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков — субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности Дальнего Востока (Южно-Якутский, Западный и Центральный районы Республики Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 1 июля 2020 г.

Начало действия документа — 11.07.2019.

Ознакомиться с законопроектом.

04.07.2019 на заседании Правительства РФ одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и Федеральный закон „О теплоснабжении“ по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок».

Проект внесен в Государственную Думу в установленном порядке.

Действующей редакцией Федерального закона «Об электроэнергетике» к энергопринимающим устройствам отнесены только функционирующие «совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы». При этом определение «электроэнергетической системы» предполагает обязательное её функционирование «в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления». Таким образом, к энергопринимающим устройствам не отнесено значительное количество энергопринимающих устройств, технологически присоединённых к изолированным энергосистемам, а также энергопринимающие устройства, класс напряжения которых составляет менее 110 кВт.

Вместе с тем Федеральным законом «Об электроэнергетике» не установлены полномочия органа федерального государственного энергетического надзора по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Не определён орган, уполномоченный устанавливать требования к порядку выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Законопроект направлен на уточнение отдельных аспектов регулирования технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Круг лиц и категории энергоустановок, для которых действующими нормативными правовыми актами установлена обязанность получать разрешения на ввод в эксплуатацию уполномоченного органа, с принятием этого законопроекта не расширится.

01.07.2019 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил создания (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в энергосистеме и о внесении изменений в Правила взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики, утвержденные приказом Минэнерго России от 13 февраля 2019 г. № 100».

Проект приказа Минэнерго России направлен на установление порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при создании и модернизации комплексов и устройств релейной защиты и автоматики (далее — РЗА) в ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в развитие положений п. 176 — 181 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 (далее — ПТФ).

В соответствии с пунктом 176 ПТФ создание (модернизация) комплексов и устройств РЗА в энергосистеме осуществляются в трех случаях:

  • при технологическом присоединении объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок к электрическим сетям;
  • при строительстве (реконструкции) объектов электроэнергетики, не требующем технологического присоединения;
  • по заданиям диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления.

В развитие указанного положения Проектом, наряду с общими требованиями, устанавливаются особенности взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при создании и модернизации комплексов и устройств в каждом из указанных случаев, а также в случае, если требуется выполнение работ на технологически связанных объектах электроэнергетики разных собственников.

  • Разработчик — Минэнерго России.
  • Процедура — повторные публичные обсуждения текста проекта нормативного правового.
  • ID проекта: 02/08/04-19/00090937.

Посмотреть документ.

02.07.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении значения планового коэффициента резервирования, используемого при проведении конкурентного отбора мощности для зоны (группы зон) свободного перетока, на 2022-2024 годы».

В соответствии с п. 107 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, с учетом предложений системного оператора и (или) совета рынка в соответствии с порядком, утверждаемым указанным органом, Минэнерго России рассчитала значения плановых коэффициентов резервирования для целей проведения конкурентных отборов мощности на 2022–2024 гг.

Величины планового коэффициента резервирования для ценовых зон оптового рынка, используемые при проведении в 2019 году конкурентного отбора мощности на 2023 и 2024 годы, определяются равными соответствующим величинам, используемым при проведении в 2019 году конкурентного отбора мощности на 2022 год.

После утверждения соответствующих значений они будут использованы системным оператором для целей проведения указанных отборов мощности.

Для первой ценовой зоны (группы зон свободного перетока) значения планового коэффициента резервирования на 2022-2024 годы равно 18,4, для второй ценовой зоны — 18,0.

  • Разработчик — Минэнерго России.
  • Процедура — публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.
  • ID проекта: 01/02/07-19/00092779.

Ознакомиться с законопроектом.

Верховный Cуд в очередной раз указал, что не подлежит взысканию стоимость услуг по передаче электроэнергии, оказанных посредством использования объектов электросетевого хозяйства, затраты по эксплуатации которых не учтены в тарифном решении для сетевой организации.

ОАО «ОЭК» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» неосновательного обогащения в размере 27 344 574,39 руб.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Принятым при повторном рассмотрении дела постановлением апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением суда округа, решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано.

Не согласившись с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, ОАО «ОЭК» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Определением от 01.07.2019 № 305-ЭС19-9041 Верховный Суд отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы.

Обращаясь в суд, истец ОАО «ОЭК» указал в иске, что в период с 01.01.2016 по 31.03.2016 оказал ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» услуги по передаче электрической энергии потребителям, запитанным от ПС 220/110/10 кВ «Ручьи». Расчет стоимости оказанных ответчику услуг произведен истцом с применением единых котловых тарифов, установленных Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на 2016 год.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу, что при установлении тарифов на 2016 год в необходимой валовой выручке ОАО «ОЭК» не учитывалось оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием ПС 220/110/10 кВ «Ручьи». Таким образом, ОАО «ОЭК» не имеет законных оснований для получения платы за оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием ПС 220/110/10 кВ «Ручьи».

С выводами судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии оснований для получения сетевой организацией платы за оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов, не учтенных в тарифном регулировании для этой организации, согласился Верховный Суд.

Кроме этого, Верховный Суд указал, что ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 19-П отклоняется, поскольку из содержания названного постановления следует, что до введения в действие Правительством РФ правового механизма возмещения расходов, понесенных собственником (владельцем) объектов электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации (организации, которой установлен индивидуальный тариф на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии), пункт 6 Правил № 861 подлежит применению в действующей редакции; при этом собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник

Читайте также