Большая электростройка: почему Украине необходимо обновить электрические сети
Электрические сети кажутся нам всем чем-то обыденным. Привычным. Так часто бывает с жизненно важными вещами, которые окружают нас самого детства. Мы привыкли, что просыпаясь с утра можно включить музыку, сварить кофе в кофеварке или на электроплите, помыться горячей водой из бойлера. Что вечером можно отложить наступление темноты с помощью ярких ламп, включить любимый фильм, расслабиться, наслаждаясь мороженым и фруктами, которые только что достали из холодильника.
В реальности электросети можно сравнить с дорогами, по которым носятся элементарные частицы — электроны. Именно они наполняют жизнью всю человеческую цивилизацию: заставляют работать медицинское оборудование, плавят металл, позволяют вам связаться с любым человеком на другом конце света. А еще дают возможность присоединить собственный бизнес — неважно, производство это, кофейня или стоматологический кабинет, создавая тем самым рабочие места для людей.
Кратко и по делу в Telegram
Вот только на дорогах сейчас идет "большая стройка", а электросети, ввиду своей непривлекательности для инвесторов, изношены в среднем на 80% и продолжают понемногу выходить из строя.
Сети "прохудились"
"Изношенность электросетей оценивается в 80% в среднем по стране. Есть области, где этот показатель приближается к 100%. В 2019 году в электросетях произошло 156 тысяч аварий", — говорит исполнительный директор общественного союза "Умные электросети Украины" Александр Визир. В союз входят 14 операторов системы распределения, которые отвечают за доставку электроэнергии в различных регионах Украины. Разные погодные условия, разное географическое положение, разные системы — но ситуация у всех сходная: электрические "дороги" в плохом состоянии.
Главный показатель надежности электроэнергетических компаний — это индекс средней продолжительности прерывания работы системы, SAIDI. Это количество времени в году, которое каждый обслуживаемый клиент остается без света. Исследование, проведенное госпредприятием "Укрпромвнешэкспертиза" показывает, что показатель SAIDI в Украине вырос с 617 минут в 2015 году до 683 минут в 2019-ом. "Это самые худшие показатели в Европе. В 10-30 раз выше, чем в странах Западной Европы, в 6 раз больше чем в странах Балтии, в 3 раза выше, чем в Польше, — говорит эксперт. — При этом, в соответствии с Энергетической стратегией Украины, предусмотрено в 2020 году снизить показатели SAIDI до значения 450 минут".
В конкретных примерах это выглядит так: в декабре 2018 около 530 населенных пунктов в Одесской области остались без электроэнергии. На восстановление некоторых понадобилась неделя. "Волыньоблэнерго" отчиталась, что в их сетях случается 10948 аварий в год.
Причем, от блекаутов не застрахованы и мегаполисы. Недавно на столичной коммунальной ТЭЦ-5 произошла авария из-за старого выключателя 1982 года, в результате которой 7500 домов оказались без света, частично без водоснабжения. Погасло освещение и на нескольких станциях метрополитена.
Подстраховать коммунальную станцию генерации и уменьшить последствия отключения мог бы оператор системы распределения электроэнергии. Если бы имел развитую систему резервных линий.
"Проект, который позволил бы уменьшить негативные явления данной аварии есть. Это линия 110 киловольт между подстанциями "Новокиевская" и "Московская". Проект линии разработан, но его реализация стоит больше 400 млн грн. В нынешних условиях его строительство затянется на 10 лет", — говорит Александр Визир.
Причем, отключения электроэнергии — не единственная проблема. По уровню потерь электроэнергии Украина также лидер европейского антирейтинга. Ежегодно мы теряем 12887 млн киловатт-часов, то есть, почти 11% всей произведенной электроэнергии. Центр экономического восстановления провел исследование влияния инфраструктурных инвестиций на экономику — и подсчитал, что в денежном эквиваленте потери электроэнергии составляют 20 млрд грн в год. Для сравнения, Германия и Польша теряют 4,5% электроэнергии, Словения — 4,4%.
Стихийный удар
Добавляет проблем и непогода, которая во всем мире плохо сказывается на электроснабжении. Но стоит, отметить, урон от природных ударов на развитых и современных электросетях гораздо ниже.
В этом году особенно "отличились" лесные пожары. По словам директора "Киевоблэнерго" Виталия Шайды, во время пожаров в Чернобыльском зоне и Полесском районе месяц компания работала в аварийном режиме: ежедневно приходилось устранять последствия бушующей стихии. Были повреждены 13 линий и 60 трансформаторных пунктов.
Апрельские пожары в Житомирской области также привели к серьезным разрушениям электрической инфраструктуры. Впрочем, "Житомироблэнерго" регулярно сообщает на своем сайте о последствиях непогоды — вследствие шквальных ветров и гроз только в июле пришлось восстанавливать электроснабжение девяти населенных пунктов. В июне было еще хуже — без света остались 81 населенный пункт. В апреле — 146 населенных пунктов.
Летом же удар по западным областям нанесла водная стихия. "23-24 июня в нашем регионе была стихия — паводок, поднятие уровня воды в реках... последствия мы ликвидировали неделю. Ликвидацию я бы разделил на две части — дать людям свет и окончательно ликвидировать последствия и восстановить сети. То, что касается восстановления питания потребителям, мы сделали это в течение 3-4 дней. Но мы возобновили по ненадежным временным схемам", — отметил в комментарии "Зеркалу недели" технический директор "Прикарпатьеоблэнерго" Олег Сеник.
По его словам, во время паводка в Ивано-Франковской области река смысла опору 35 киловольт, восстановление которой требует существенных средств — нужно поставить фундамент, провести трубы, сделать переход через реку устойчивым к наводнениям. Чтобы обеспечить качественное распределение электроэнергии, говорит энергетик, нужно реконструировать все переходы на реках, которые подвержены наводнениям.
Однако сейчас компания просто латает дыры. "Сейчас идет латание дыр, мы едва успеваем поднять то, что падает, поддерживаем старые активы. Стимулирующее тарифообразование — это качество электроэнергии. Средства будут вкладываться в сети, где есть большое количество абонентов и нет качественного напряжения, именно туда будут идти средства. В приоритете будет и переоборудование переходов через реки. Для этого нужно стимулирующее регулирование. С помощью RAB будут созданы условия, когда владелец сетей будет вкладывать самостоятельно в модернизацию", — подчеркнул Олег Сеник.
Цифровая гибкость
При этом, как и в случае с дорогами, которые должны быть максимально ровными и комфортными, электрические сети должны развиваться. Их планировали (а это было еще в 50 годах прошлого века) и строили (в 1960-70 годах) в другом мире, который развивался по другим законам. Тогда куда меньше заботились об экологии и не слишком считали ресурсные потери. В 21 веке ситуация изменилась. Появились возобновляемые источники электроэнергии, которые практически не оставляют углеродный след, но при этом куда более капризные, чем "базовые" атомные и тепловые электростанции. Появился рынок электроэнергии. Да и рынок в целом — людям, которые строят свой бизнес, нужна возможность подключения к сетям, чтобы получать качественную электроэнергию.
Появились электромобили. На конец марта 2020 года в Украине их было почти 40 тысяч. Появились также домашние электростанции. И все это нужно сбалансировать. По сути, основной задачей операторов системы распределения во всем мире стала гибкость и адаптивность. Потому что физически процесс не изменился — это все те же электроны, которые перетекают из одного места в другое.
Для этого нужна автоматизация и даже цифровизация. Потому что диспетчер физически не сможет управлять 15 тысячами домашних солнечных электростанций. Нужны умные счетчики, которые сами знают, сколько вы потребили, пересылают эту информацию серверу энергокомпании и включают "ночной тариф", благодаря которому можно платить в два раза меньше.
Нужны инвестиции
"В целом, чтобы изменить ситуацию, необходимо инвестировать ориентировочно 1500 долларов на километр сети, а в Украине прошлого года этот показатель составлял 229 долларов на километр сетей, — объясняет Александр Визир. — По оценкам экспертов к 2030 году на модернизацию электросети в Украине нужно потратить до $12,5 млрд. Подобные инвестиции позволят понизить SAIDI до 200 минут, то есть, приблизиться к Польше и значительно опередить Румынию. Это позволит снизить технологические потери в сетях до 7,7% и значительно повысить качество услуг. Кроме того, инвестиции повлияют на стоимость присоединения к электросетям, что даст возможность улучшить позицию Украины в рейтинге Doing Business на 14 позиций".
И тут мы переходим к самому интересному моменту: к тарифообразованию. Сейчас действует тарифообразование, которое называется "Расходы +". "Есть база активов оператора системы распределения, есть расходы, которые несет компания — топливо, зарплаты сотрудникам и так далее, и к этому добавляется некая фиксированная маржа, которую определяет Нацкомиссия по регулированию электроэнергии и коммунальных услуг. Проблема в том, что система не предусматривает, чтобы компаниям было выгодно инвестировать в сеть, сокращая потери, время отключения, расходы на эксплуатацию. Чем больше расходы, тем больше выделяется средств. Хотя НКРЭКУ, конечно, режет расходы, переносят какие-то мероприятия на следующий год и так далее", — объясняет аналитик рынка электроэнергии компании ExPro Дмитрий Сидоров.
Взамен системы, которая привела сети к их нынешнему плачевному состоянию, предлагается стимулирующее тарифообразование. "Этот вопрос обсуждается уже с 2013 года и, к сожалению, никак не имплементируется в наши реалии. На сегодня мы на энергорынке больше говорим о генерации и очень мало речь идет об электрических сетях, об инфраструктуре, а там ситуация, я бы сказала, тяжелая… не хотела бы называть "критическая", но все же, — прокомментировала muzhzdrav.ru вопрос стимулирующего тарифа и. о. министра энергетики Украины Ольга Буславец. — Мы действительно имеем огромные потери в электросетях, это происходит вследствие действительно устаревших сетей, недогруженного оборудования, при изменении конфигурации сетей не происходят перестройки и модернизация. Стимулирующее тарифообразование действительно является механизмом, который работает в других странах и зарекомендовал себя как единственно возможный, который предоставляет возможность инвестировать в сеть".
Как предлагают стимулировать инвестиции в Украине
Смысл стимулирующего тарифа (он же — RAB-тариф, от Regulatory Asset Base, регуляторная база активов) в том, что оператор системы распределения будет гарантированно получать определенный процент от стоимости активов. В НКРЭКУ предлагают поделить активы на "старую базу" — то, что было построено до введения стимтарифа — и "новую", то, что построено позже. И установить разную ставку доходности — 1% на старые активы, 15% на новые активы.
По мнению народного депутата, члена комитета Верховной Рады по экономическому развитию Людмилы Буймистер, такой подход пытались ввести в 2013 году. Тогда тоже предлагали делить базы активов на "старые" и "новые", начисляя ставки, соответственно, 0-2% и 14%. Облэнерго пользоваться такими условиями не спешили, поскольку такое деление не позволяет вести корректный учет активов. Как и не позволяет привлечь инвестиции. Поскольку инвесторы заинтересованы вкладывать в бизнес, если он принесет доход больше чем депозит в банке. Ставки 0% и 14% уже в 2013 году были далеки от депозитных ставок. Это и привело к срыву реформы и отсутствию модернизации электросети.
Буймистер уверена: единственная причина отката НКРЭКУ к условиям 2013 года — это попытка сымитировать реформу, чтобы продать государственные облэнерго на приватизационных аукционах по минимальной стоимости. Ведь, по сути, чем менее привлекательны условия возврата инвестиций, чем более изношены электросети, тем меньшую сумму запросит за них государство.
Подобное мнение подтверждено исследованиями. Центр восстановления экономики подсчитал: если приватизировать активы облэнерго сейчас, при нынешнем тарифе и состоянии сетей, все шесть объектов будут проданы не более чем за 2-3 млрд грн. Если же проводить приватизацию после внедрения стимулирующего тарифа, бюджет получит 10-14 млрд грн.
Как стимулируют инвестировать в сети в Европе
При этом, европейский опыт, на который мы могли бы равняться, говорит: лучше сделать единую ставку на обе базы, чтобы иметь возможность модернизировать старое оборудование и брать кредиты на новое. Ставка доходности установлена на уровне WACC — средневзвешенной стоимости капитала. Это уникальный для каждой страны показатель, который отображает состояние бизнес-климата и пересчитывается раз в год.
В результате такого подхода SAIDI в Польше снизился с 504 до 260 минут, в Румынии — с 1025 до 474 минут, в Португалии — с 117-190 до 70-80 минут. Кстати, сети Румынии были изношены чуть меньше, чем у нас — на 75%. С 2004 (когда был внедрен стимтариф) по 2011 год страна сократила этот показатель до 45%. При этом, ставка доходности снижается от года к году — по мере обновления активов.
"Умные электросети Украины" консолидировали предложения членов союза по методологии внедрения стимулирующего тарифообразования и представили их НКРЭКП, — говорит Александр Визир. — Так, в частности, члены союза предлагают внедрить единую базу активов, определять норму доходности на уровне WACC с пересчетом раз в год, все инвестиции в основные средства ОСР должны обчисляться как средства, за счет которых создана регуляторная база активов. Также НКРЭКП должна согласовывать только перспективный план развития системы распределения, а не инвестиционную программу".
Что получит страна от внедрения RAB
Исследование Центра экономического восстановления четко дает понять: стимулирование развития электросетей это прямой стимул развития экономики страны.
Первое — прирост в смежных отраслях. Например, прирост в машиностроении — будет изготавливаться электрическое оборудование. Это 6,4% роста или 22 миллиона гривен до 2028 года. Также вырастет налог на прибыль — это даст 3,9 млрд грн в бюджет всех уровней. Увеличение объема капитальной реконструкции сетевой инфраструктуры приведет к увеличению ВВП на 12,7 млрд грн.
Подорожают государственные ОСР, которые ФГИ готовит к продаже. Госбюджет получит дополнительно 10-14 млрд грн.
Плюс появится 31 тысяча рабочих мест в смежных отраслях и около 4 млрд грн налогов: 760 млн подоходного налога физлиц, 63 млн военного сбора, 929 млн ЕСВ. Кроме того, смежные отрасли дадут 304 млн налога на прибыль и 1,4 млрд НДС.
Непрямой эффект по мнению ЦЭВ даст рост ВВП на 3,5 млрд долларов США, 1 млн рабочих мест и 1,4 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций в связи в связи с существенным улучшением позиции в рейтинге DOING BUSINESS (с 64 позиции на 50 позицию): в результате введения RAB-тарифа стоимость подключения к сетям снизится на треть.
Что, согласитесь, весьма неплохое дополнение к обновленной инфраструктуре сетей и улучшению качества электроснабжения.
Дмитрий Бунецкий, специально для muzhzdrav.ru