А была ли монополия: Почему Disney "мигрировал" от B&H к "Киномании"
"Миграция" кинокомпании-мейджора (ведущей голливудской киностудии) The Walt Disney Company от дистрибьютора B&H Film Distribution (ТОВ "Би энд Эйч Класик Филмз") к "Киномании" не связана с неуспешной организацией B&H проката "диснеевских" фильмов в Украине. Наоборот, эти фильмы показывают стабильно высокие результаты. К примеру, на "Мстителей: Завершение" братьев Руссо в этом году продали 1,4 млн. билетов на рекордные 151 млн. грн., а на "Короля Льва" Джона Фавро, который еще идет в прокате — 1,37 млн. билетов на 128 млн. грн.
Решение является, скорее, реакцией на дотошное изучение Антимонопольным комитетом Украины рынка дистрибуции кино и предложенные АМКУ рекомендации по поводу развития на этом рынке конкуренции.
АМКУ заинтересовался вопросами кинопроката в начале 2018 года, отреагировав на призыв народных депутатов разобраться, не нарушают ли законодательство об экономической конкуренции действия компании B&H, поскольку фильмы, дистрибуцией которых она занимается, собирали более половины кинопрокатной кассы.
Все самое важное в Telegram
Камнем преткновения стало то, что B&H являлся дистрибьютором не только фильмов The Walt Disney Company, но и лент еще трех кинокомпаний-мейджоров — Columbia Pictures Corporation Limited (материнская компания Sony Pictures Entertainment), Paramount Pictures International Limited и Universal Studios Limited.
Кроме B&H контракты в Украине с кинокомпаниями-мейджорами имели дистрибьюторы Ukrainian Film Distribution (с Twenty-First Century Fox, Inc.) и "Киномания" (с Warner Bros. Entertainment, Inc).
В сентябре 2018 года АМКУ приступил к изучению еще одного вопроса, связанного с B&H, решая, давать ли согласие The Walt Disney Company на получение контроля над Twenty-First Century Fox, Inc.
Большинство опрошенных АМКУ участников отечественного кинорынка посчитали, что концентрация в дистрибьюторских руках B&H столь многих лакомых релизов (и сейчас, и, особенно, после того, как фильмы Twenty-First Century Fox, Inc. перейдут The Walt Disney Company) несет угрозы для конкуренции.
В итоге, 27 февраля 2019 года, дав согласие на то, чтобы The Walt Disney Company получил контроль над Twenty-First Century Fox, Inc., АМКУ в своем решении особо отметил:
– каждая из кинокомпаний-мейджоров может выбрать любого дистрибьютора, если будет иметь негативный опыт работы с нынешним контрагентом;
– барьеры или преимущества, которые создают / устанавливают (могут создать в будущем) самые большие дистрибьюторы на территории Украины, не зависят от деятельности участников концентрации.
Оба тезиса напрямую касаются взаимоотношений The Walt Disney Company, B&H и АМКУ.
АМКУ, еще в январе 2018 года начавший изучать, является ли B&H — "самый большой дистрибьютор на территории Украины" — монополистом и нарушал ли он законодательство об экономической конкуренции, так до сих пор публично не представил результаты своих изысканий. Однако, это пристальное внимание оказалось достаточным, чтобы "опыт" сотрудничества The Walt Disney Company с B&H приобрел "негативный" оттенок.
Теперь ситуация на рынке дистрибуции голливудских лент кажется более уравновешенной:
– B&H и дальше выпускает картины Columbia Pictures, Paramount Pictures и Universal Studios;
– "Киномания" работает с лентами Warner Bros. и The Walt Disney Company,
– Ukrainian Film Distribution (пока) продолжает заниматься фильмами Twenty Century Fox.
Впрочем, это не означает, что АМКУ подобным перераспределением дистрибьюторских сил будет полностью удовлетворен. Ведь год назад административная коллегия Киевского областного территориального отделения АМКУ начала рассмотрение дела о совершении сразу тремя этими дистрибьюторами фильмов кинокомпаний-мейджоров антиконкурентных согласованных действий — в нарушение закона "О защите экономической конкуренции".
Следует отметить, что этот закон, которым "меряют" рынок дистрибуции кино, предполагает возможность установления ограничений на использование объектов права интеллектуальной собственности (которыми и являются фильмы), не считая такие ограничения проявлением неконкурентной борьбы. Однако, складывается впечатление, что АМКУ в своем анализе не всегда и не в полной мере учитывает специфику кинопроката и тот факт, что дистрибьютор, будучи посредником, предлагает уникальные произведения киноискусства, которые кинотеатр волен брать (не брать) в свой репертуар, а зритель волен смотреть (игнорировать).
Если взглянуть на происходящее под этим углом, становится понятно, что ситуация, когда дистрибуцией множества популярных у зрителей голливудских картин занималась компания B&H, пусть и была неприятной для конкурентов, но "монополией" не являлась. И то, что теперь кинопрокатом важной части этих гарантированно популярных лент будет заведовать "Киномания", "монополии" не создаст, но и особо ничего не изменит.
Гораздо более важными для формирования полноценного конкурентноспособного кинопроката Украины являются увеличение количества кинотеатров и кинозалов, в которых комфортно (и на долгий срок) могут уместиться все предложенные дистрибуторами фильмы, а главное — рост аудитории кино, количества зрителей, которые готовы эти фильмы в кинотеатрах регулярно за деньги смотреть.